О коробках передач. Работа американской автоматики.
Окончание. Читать начало статьи: Коробки автомат. Работа американской автоматики.
Сервисные инструкции к большинству “американцев” подчеркивают, что при эксплуатации иномарки в тяжелых условиях, к которым относится использование автомобилей с прицепом или такси, заменять масло в коробке передач (и, следовательно, замена фильтра) надо вдвое чаще. Однако опыт столичных СТО (станций техобслуживания автомобилей) показывает, что в наших дорожных условиях это надо делать еще чаще.
Широкое распространение современных автоматических коробок передач с электронным управлением породило ряд новых проблем и особенностей эксплуатации автоматической коробки передач, хотя общая надежность агрегатов автомобиля, безусловно, выросла. Основная и самая сложная тут – диагностика неисправностей автоматической коробки передач, известных как “машина не тянет”. Водителю автомобиля трудно в этом случае определить, что не исправно, что подлежит ремонту – двигатель, автомобильные датчики, автоматическая коробка передач или электронная системы управления ими. Задача решается только с помощью специального диагностического оборудования для иномарки. Но, чтобы не иметь ненужных переживаний, следует знать, что практически все автоматические коробки передач при выходе из строя электронной системы управления позволяют доехать до станции техобслуживания своим ходом. В таком случае коробка передач самостоятельно переходит в аварийный режим, при котором включается одна из высших передач (обычно третья) или сохраняется возможность ручного переключения передач (как на машинах “Джип-Чероки”). Правда, при этом иномарка плохо трогается с места, имеет вялый разгон, а масло в коробке передач быстро нагревается. Поэтому при длительной езде в аварийном режиме автоматическая коробка передач тоже может выйти из строя. Причем не на всех автомобилях иномарках о работе коробки передач в аварийном режиме водителя оповещает специальный сигнал. Лучше при возникновении вышеперечисленных дефектов как можно быстрее обратиться к специалистам СТО.
Теперь о “затянувшемся включении”, когда обороты двигателя иномарки растут, а следующая передача включается поздно или не включается совсем. В нем чаще оказывается повинна не коробка передач, а двигатель автомобиля. Дело в том, что характеристики коробки передач подбираются с учетом изменения крутящего момента в зависимости от оборотов двигателя и положения дроссельной заслонки. Если мотор двигателя иномарки неисправен и не развивает соответствующего крутящего момента, происходит рассогласование работы агрегатов, приводящее к достаточно серьезным поломкам “автомата”.
Другой способ самостоятельно “сломать” автоматическую коробку передач – неправильно выбрать диапазон её работы при езде по скользкой дороге и буксовании автомобиля. Когда колеса прокручиваются, коробка передач передач считает, что иномарка просто разгоняется, и включает следующую передачу, затем еще и еще, пока одно из колес автомобиля не будет тормозиться о дорогу. После этого коробка передач начнет включать низшие передачи до возобновления пробуксовки. И так до тех пор, пока не выйдет из строя коробка передач или дифференциал. Чтобы этого не происходило, следует включать самый низкий диапазон трансмиссии, который на “американцах” обычно обозначают цифрой “1″. А при буксировке прицепа, в городских пробках для исключения излишних переключений желательно пользоваться другими диапазонами – “2″, “3″ или “О” – в зависимости от конструкции трансмиссии и условий движения.
Расхожее мнение о том, что автоматическая коробка передач на джипе якобы снижает проходимость машины, родилось тоже из-за неумения выбирать необходимый диапазон в трансмиссии и своевременно включать понижающую передачу в “раздатке”. И между прочим, движение “внатяг” с автоматической коробкой передач происходит более успешно благодаря сглаживанию пульсаций момента двигателя иномарки в гидротрансформаторе.
Последние годы во всем мире, как и в России, стали популярны так называемые “цивилизованные джипы”, среди которых много иномарок американского производства. Так сложилось, что еше в 1948 году первый “гражданский джип” был выпущен именно в Соединенных Штатах Америки и именно там он получил широкое распространение. На этих автомобилях, привод передних колес делается отключаемым без межосевого дифференциала. И только на “Джипе-Чероки” за дополнительную плату и на “Гранд-Чероки” в качестве серийного оборудования устанавливается раздатка с межосевым дифференциалом, который позволяет пользоваться полным приводом постоянно.
На всех других джипах передний мост можно включать только для преодоления бездорожья или при движении по скользкой дороге с ограниченной скоростью. Пренебрежение правилом ведет к появлению сильных рывков и вибраций в трансмиссии и к так называемой циркуляции “паразитного” крутящего момента между ведущими мостами. Результат – перегрузка и преждевременный выход из строя деталей трансмиссии автомобиля, муфт автоматического включения.
Владельцам джипов “Джимми” не стоит злоупотреблять возможностью включать передний мост на скорости до 100 км/ч – эта цифра в инструкции указывает лишь на то, что детали системы выдерживают неизбежный при этой скорости удар. Но это не означает, что такое включение для машин безвредно. Заметим попутно, что в связи с обшей тенденцией ко все более широкому применению на джипах постоянного привода на все колеса “Форд” для улучшения ходовых качеств своих “цивилизованных джипов” устанавливает на модели 1996 года систему электронного управления трансмиссией. Она включает передний мост, как только появляется к тому необходимость.
Свою лепту в решение проблемы вносят и фирмы – производители дополнительного оборудования. В частности, компания “Миль Маркер” предлагает систему “Селект Драйв” для преобразования трансмиссий с отключаемым приводом на передние колеса в вариант с постоянным приводом. Система предусматривает установку в вал привода переднего моста вязкостной муфты, допускающей строго дозированное проскальзывание передних колес относительно задних. Система распределения момента получается аналогичной большинству спортивных “полноприводников”. “Миль Маркер” производит муфты, подходящие для установки в трансмиссии большинства американских джипов.
Сегодня многие “внедорожники” комплектуются задними мостами с дифференциалами повышенного трения. Это еше одна из хитростей, встречающихся на автомобилях “американцах”. В конструкцию входит комплект фрикционных дисков, обеспечивающих передачу части крутящего момента на каждое из колес моста независимо от момента на другом колесе. Благодаря этому, даже если одно колесо автомобиля беспомощно висит в воздухе, другое в состоянии в одиночку преодолеть возникшее препятствие или трудный участок дороги.
Применение дифференциалов повышенного трения также существенно снижает пробуксовку колес при движении по скользкой дороге, что находит применение на мощных легковых автомобилях. Однако этим механизмам свойствен один важный недостаток – следствие их достоинств. Если автомобиль иномарка все же забуксовал, то в дифференциале повышенного трения выделяется много тепла. Такой узел в автомобиле перегревается и выходит из строя, а масло в дифференциале по той же причине теряет свои первоначальные свойства. Последствия нетрудно предвидеть.
Другая частая и более тривиальная причина выхода из строя редукторов на джипах – вытекание масла через сальник хвостовика, который обычно повреждается травой, намотавшейся на ведущий вал редуктора, при выездах на проселок, травянистый участок.
В заключение напомним, что в коробках “раздатках” большинства американских автомобилей джипов используются масла для автоматических трансмиссий (автоматичечских коробках передач) и применение тут трансмиссионных масел для планетарных коробок передач недопустимо.
admin | 07.08.2011 | В рубриках: коробки передач