Культура на дорогах. Уважай своего соседа.
От истории к практике о культуре на дорогах.
Когда-то давно один мудрый англичанин по фамилии Гоббс, задумавшись о том , кто такой человек и как он еще может существовать после таких сокрушительных попыток самоуничтожения, придумал следующую теорию. Согласно ей, в начале был “золотой” век, когда все жили дружно, затем по причине перенаселения началась война за пространство. Воевали все против всех и каждый за себя – “Человек человеку враг”. Такая война очень быстро поставила человечество на грань исчезновения, ибо и даже сильные, в конце концов, погибали в кровопролитной мясорубке. И тогда те немногие, что остались в живых и сохранили разум, решили собраться и решить, как им жить дальше. Видно не так много и осталось, раз смогли они договориться. Главное, до чего они дошли своим совокупным разумом – гарантией сохранения человека может быть только сохранение взаимного уважения. Если ты не уважаешь, права своего соседа, то и не надейся на то, что сможешь выжить сам.
Эта версия поначалу подкупает своей наивностью, пока не задумаешься над ней без высокомерия, без скидки на незрелость философской мысли в истории 17 века. Для чего существуют законы? Российский опыт общежития дает циничный ответ: чтобы власть могла обирать народ. Но для обдираловки закон как раз и не нужен. В такой ситуации прав тот, у кого есть грубая сила, и закон ему тогда не писан. Закон дает нам свод правил общежития, или если выражаться высокопарно – кодифицированную мораль. И стоит он на страже всех членов общества, охраняя и преступивших закон – от самосуда толпы. И толпу держит от греха подальше. Закон не виноват, что у стражей его не всегда чистые рук, и тем более не все считают нужным его выполнять.
Все вышесказанное можно применить и к ситуации о культуре на дорогах. Кого не спроси – довольных автолюбителей иномарки (и не только), дорожным беспределом не найдешь. И машин, и “крутые” на “крутых” иномарках елозят по дороге, как хотят, и пьяные за рулем не редкость, и пешеходы бродят как овцы. В общем, развелось разных …, житья нет.
Вспоминаются питерские и, в особенности, московские улицы. Попадая на них, сразу чувствуешь разную культуру вождения на дорогах (хотя и «беспредельщиков» и там, и там хватает). В плотном потоке машин едва ли не зримо чувствуется, как тебе дают выжить. Жесткие условия, в которых приходится жить автовладельцам больших городов, заставляют задуматься о культуре на дорогах.
И только иногда, и в других городах, встречаются профессионалы (не по должности, а по отношению) водители, главная заповедь которых: “Уважай своего соседа”. Ведь автомобильная авария и столкновение никому не нужно в принципе. Если только не хочешь подремонтировать за чужой счет свою машину. Но это уже другой разговор, и о другой “культуре” на дорогах.