Износ подшипников коленчатого вала.
Снижения давления масла – из-за износа подшипников коленчатого вала.
Большие зазоры в подшипниках коленвала.
Начнем с самого неприятного. Действительно, одной из основных причин снижения давления масла иномарки является износ подшипников коленчатого вала. Двигатель отечественного автомобиля или иномарки не вечен, как и все живое. Но почему детали двигателя изнашиваются, ведь в нем полно моторного масла? И где износы особенно заметны и опасны?
Да, система смазывания двигателя должна обеспечить ему долгую и радостную жизнь, износов не ведающую. В установившихся режимах работы полностью исправного двигателя поверхности всех деталей, которые должны контактировать и при этом взаимно перемещаться одна относительно другой, должны быть разделены слоем моторного масла. Такие детали по-умному называются парами трения, или трибологическими узлами. А режим работы пар трения, когда непосредственному контакту деталей препятствует слой смазки, называется гидродинамическим.
Как происходит износ рабочей поверхности пар трения?
Скорость износа резко возрастает, когда режим гидродинамического трения нарушается, то есть толщина слоя смазки становится недостаточной, чтобы обеспечить отсутствие прямого механического контакта деталей. При этом картина износа выглядит примерно так.
Понятно, что все поверхности деталей не идеально гладкие, они имеют некоторую шероховатость, высота которой определяется чистотой обработки детали, условиями ее приработки и дальнейшей эксплуатации. При контакте рабочих поверхностей узлов трения они как бы «сцепляются» вершинками своих микронеровностей.
Но ведь детали перемещаются, а их сцепившиеся микронеровностями рабочие поверхности этому мешают. Отсюда, при нарушении гидродинамического режима, резко возрастает сила трения. По двигателю это сразу заметно: он резко «тупеет». Но трение приводит к разогреву деталей, а это, в свою очередь, приводит к размягчению поверхностных слоев деталей, их переходу в пластическое состояние.
Фрагменты поверхностей начинают срываться с места и смываться моторным маслом. Вот вам и износ, то есть формоизменение поверхностных слоев узла трения. А если температуры станут очень высокими, могут возникнуть очаги микроприварок поверхностей. Движением детали они разрушаются, при этом фрагменты металла одного узла могут оказаться на поверхности другого. Это уже так называемый задир.
Очень не любят износы подшипники коленчатого вала двигателя. Подшипники при всей их видимой простоте – очень капризный узел мотора, но при этом жизненно важный. Ведь выход его из строя грозит ужасным «клином», которым любят пугать автомеханики своих юных и не очень клиентов.
Вся проблема в том, что подшипник коленчатого вала эффективно работает, то есть принимает нагрузку от поршней и шатунов только тогда, когда, во-первых, поверхности, его образующие, цилиндричны; во-вторых, в узком диапазоне зазоров. А в процессе износа и цилиндричность постепенно переходит в овальность, и зазоры растут.
Давление масла двигателя при этом падает потому, что резко увеличивается расход моторного масла через изношенные подшипники, масляный насос не успевает подавать моторное масло к трущимся деталям. Малые зазоры «запирают» маслоподводящие каналы, при этом давление в системе достаточное для нормальной работы двигателя. Рост зазоров как бы «открывает» эти каналы, поэтому давление масла снижается.
Скорость износа резко увеличивается, когда двигатель работает в режимах с так называемым «масляным голоданием» – при пуске, на малых оборотах при большой нагрузке. Еще ему не нравятся режимы с экстремальными нагрузками, с перегревами, ведущими к высокой температуре масла. А еще он не переносит плохого масла! Но об этом разговор еще впереди.
Давление масла может упасть и при небольших зазорах подшипниках коленчатого вала, если на рабочих поверхностях узлов трения есть глубокие царапины, сколы или следы микрозадиров.
admin | 18.04.2010 | В рубриках: давление масла